воскресенье, 20 декабря 2020 г.

Случай на бригадмильском дежурстве

Расскажу о случае из бригадмильской* составляющей моей студенческой жизни, который был лживо героизирован в газетном сообщении о соревнованиях по борьбе самбо. Если моя память без искажения хранит сведения и о таких (отвратительных) событиях, – это был номер газеты "Труд" за 6 апреля 1959 года.

В конце октября 1954-го я (семнадцатилетний первокурсник Московского энергетического института) в составе группы бригадмила* (из моих сокурсников) и милиционера участвовал в охране общественного порядка в районе Заставы Ильича. 

После амнистии 1953-го года** хулиганье на улицах Москвы приросло не только числом, но и разнузданностью. Блатные и приблатняющиеся вечерами не только терроризировали прохожих, но и "нарывались на мусоров". 

Когда наша группа шла по Рабочей улице, примерно в пятидесяти метрах от нас увидели драку (двое били одного). Не дожидаясь команды нашего милиционера, кинулся к дерущимся. Пока бежал, избиваемый упал и его стали добивать ногами. 

Одного из добивавших мне удалось задержать. А тут подоспели и милиционер с двумя моими сокурсниками. Сапоги, кепка "с разрезом", белый шарфик, поведение – всё было типичным для московского хулигана тех дней. 

Яростно вырываться и орать он стал сразу. Бил ногами, пытался ударить головой. Пока мы вели его в отделение, число "сочувствующих" довольно быстро прирастало. Они окружали нас, располагаясь в основном сзади. Видя нерешительность милиционера, бить ногами сзади стали не только нас, но и его.

Задержанный вырвался и кинулся в ближайшую подворотню. Я – за ним. За мной – "сочувствующие" вырвавшемуся. Видя, что ни милиционер, ни бригадмильцы за нами не последовали, шпана окружила меня. Ударил я ближайшего, получил в глаз от кого-то сбоку и рванул обратно на Рабочую улицу. Оторвался от преследовавшей шпаны, осмотрелся – своих не видно. Поискал (минут пятнадцать) свою группу и направился в отделение милиции. Когда пришёл туда, милиционер уже успел рассказать о происшествии. Мне же он заметил: "Не надо было кидаться разнимать блатных. Если они не трогают граждан, не надо лезть."

В ноябре 1954-го вручили мне грамоту комитета ВЛКСМ МЭИ "за активное участие в бригаде содействия милиции" и предложили стать ответственным (на курсе) за формирование и явку на дежурство бригадмильских групп. За последующие годы никаких особых случаев, достойных упоминания, не было.

А через четыре с половиной года вдруг появилась газетная ложь о моем поведении на дежурстве: нападавшие на меня "движимые местью поджидали с заточками и металлическими прутьями"; я "сбил с ног и обезоружил", а в отделении милиции на вопрос "Как тебе это удалось?!" будто бы ответил: "Я занимаюсь самбо."

*Бригадмил

**Амнистия 1953 года

воскресенье, 13 декабря 2020 г.

ГПИ Тяжпромэлектропроект: последний рабочий день

 12 октября 1962-го пришёл в нашу лабораторию, чтобы проститься. 24 декабря должен был прибыть к месту службы (в Сумское артиллерийско-техническое училище).

К моему удивлению, приехал даже Семён Семёнович Ройзен (пожилой человек, перенесший инсульт и потому очень редко бывавший на работе). Ко времени обеденного перерыва всё было готово. Знали все, что я не любитель застолий и славословных напутствий. Кратко высказались начальник лаборатории Александр Павлович Хечумян и руководитель нашей бригады Владимир Абрамович Киблицкий. В ответном слове я повторил сказанное директору института Грачёву: "Отслужив три года, подам рапорт об увольнении в запас, чтобы вернуться." По сочувственным взглядам сотрудников лаборатории нетрудно было догадаться об их оценке того, что произошло со мной.  

Никто тогда не мог знать, что в августе 1963-го мне удастся перевестись в московский проектный институт Министерства обороны СССР. Что, работая в этом институте, приму участие в создании ракетно-ядерного щита СССР. Что вечерами (вольным слушателем) буду изучать математику (на инженерном потоке механико-математического факультета МГУ). Что в октябре 1968-го (после трёх посещений зам. министра обороны СССР) мне удастся уволиться в запас. Что в ноябре 1968-го я поступлю на работу в Институт электронных управляющих машин Минприбора СССР. Что это место работы выберу с учётом подготовки, полученной на мехмате МГУ. 


ГПИ Тяжпромэлектропроект: призыв в кадры Вооружённых сил СССР

Летом 1961-го я был направлен на двухмесячные сборы офицеров запаса в Военно-воздушную академия им. А.Ф. Можайского (в Ленинграде) [теперь – Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского]. А в июле 1962-го был подписан приказ (министром обороны СССР) о призыве меня в кадры Вооружённых сил СССР. Место службы – Сумское артиллерийско-техническое училище; должность – преподаватель.

Не было тогда ныне действующего закона о призыве офицеров запаса на 2-3 года. Так что, призывался я до увольнения в отставку по возрасту (максимум на 25 лет).

Вызвал меня директор ГПИ "Тяжпромэлектропроект" Грачёв и предложил похлопотать "наверху", чтобы меня (как участника важных проектов) не призывали. Поблагодарил его и отказался, объяснив, что послужить обязан. Сказал, что отслужив 3 года, подам рапорт об увольнении в запас, чтобы вернуться. Посмотрел на меня Грачёв с улыбкой человека, "знающего жизнь", и пожелал удачной службы.

Сделал я несколько попыток найти место службы в московских военных НИИ. Конечно, не хотелось прекращать удачно развивавшиеся профессиональную и спортивную составляющие моей жизни, регулярные встречи с родителями и друзьями. Не получилось. 



вторник, 8 декабря 2020 г.

Основное отличие искусственного интеллекта

Если совсем кратко: искусственному интеллекту (ии) свойственна заданность. Поведение ии-роботов запрограммировано. Они не могут самостоятельно выбирать цели своего поведения и решать незапрограммированные задачи.

Поведение человека (с развитой изобретательностью, памятью, самообучаемостью и др.) не является запрограммированным.

 

понедельник, 7 декабря 2020 г.

ГПИ Тяжпромэлектропроект: командировка в Липецк

Знать, что выполненный с твоим участием проект успешно реализован на крупном металлургическом комбинате, – это безусловно немало. Но для меня было важно ещё и увидеть.

В июне 1962-го отправились мы с Владимиром Абрамовичем Киблицким в командировку в Липецк (на Липецкий металлургический комбинат).  

После работы на комбинате решили пообедать в ресторане. Киблицкий предложил купить бутылку вина (в связи с успешной реализацией нашего проекта и удачным авторским надзором). Я согласился (хоть и не любитель), видя его приподнятое настроение. Обед удался! Из ресторана направились в парк. Увидев лихо вращающиеся карусели, Киблицкий предложил "прокатиться". Уселись в соседние кресла и ... понеслось! То, что "кататься" на таких каруселях – не лучший отдых после плотного обеда, мы оба согласились сразу после остановки. 


четверг, 3 декабря 2020 г.

ГПИ Тяжпромэлектропроект: схема счётчика

 При работе над проектом автоматизации дОменного производства мне было поручено разработать счётчик на основе магнитных логических элементов (млэ).

Сделал я схему счётчика и пригласил посмотреть руководителя нашей бригады (Владимира Абрамовича Киблицкого). Поскольку надо было придумать счётчик с минимальным числом млэ, Киблицкий обратился в лабораторию автоматики к кандидату технических наук Меклеру, защитившему диссертацию по применению алгебры логики в системах автоматики. Не показывая мою схему, он предложил Меклеру сделать функционально эквивалентную схему, применяя аппарат алгебры логики. 

Шли дни, моя схема успешно прошла тестирование в нашей лаборатории. 

В тот день немного задержался я после обеда, прогуливаясь по Измайловскому парку. Когда вошёл в помещение нашей лаборатории, увидел сияющего Исаака Максимовича Штейна (главного инженера проекта), который громогласно сообщил мне: "В схеме счётчика, сделанной Меклером, на два млэ больше, чем в Вашей!"