пятница, 29 января 2021 г.

Тоскующим по советскому социализму. Часть 1

1. Зачем пишу о советском социализме? 
Растёт поток рассуждений о справедливости и благоденственности (для людей труда) советского социализма, о необходимости переделать социально-экономические отношения России по образцу советского социализма.

2. Кому адресую оценку этого социализма?
Прежде всего, тем, чья трудовая деятельность началась после 1991-го или ещё не началась.

3. Надо ли изменить нынешние социально-экономические отношения, действующие в России?
Безусловно. Но не по образцу тех, которые были при советском социализме.
________________________________

Сначала представлюсь, чтобы было ясно, какие основания имею для оценки советского социализма.

Мне – 83, продолжаю работать, ни в чьей помощи пока не нуждаюсь.

Из 83-х 54 года прожил при советском социализме. Из 54-х 31 год работал инженером, преподавателем, научным работником. Из 31-го – 6 лет отслужил (по призыву из запаса; с 1962-го по 1968-ой) в Вооруженных силах СССР (преподавателем и инженером-проектировщиком). Участвовал в создании ракетно-ядерного щита страны. 

Был пионером и комсомольцем. В студенческие годы – активным бригадмильцем. За скабрёзные высказывания о советском социализме в те годы вполне можно было получить от меня оппонирующий подср...ник. Зная это, при мне и не высказывались. 

Но когда [после окончания Московского энергетического института (МЭИ)] стал работать инженером в ГПИ "Тяжпромэлектропроект" (1960 г.; оклад 1000 руб.) – увидел плоды "уравниловки" и пресловутого "они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем". 

Тогда-то я и взялся серьёзно за изучение трудов К. Маркса и В. И. Ленина, так как советская экономическая модель выглядела явно нелепо. Заодно почитал (в несоветском источнике, добытом в Ленинке) и биографию Маркса, который долгие годы жил на средства отца Фридриха Энгельса (германского фабриканта). Заносчивость и агрессивность автора "Капитала" стали понятнее. После "Капитала" еще раз прочитал художественно-пламенный "Манифест коммунистической партии" (написанный К. Марксом в соавторстве с Ф. Энгельсом). Потом еще раз перечитал "Государство и революция" В. И. Ленина. Стремился понять, каким видел Ленин некапиталистический государственный механизм.

Мои терпение и труд дали неожиданный результат.
До того не был я противником советской экономической модели и коммунистической идеологии. Полагал, что в замысле (в трудах Маркса и Ленина) – всё целесообразно и обоснованно, но портачат воплотители замысла (Троцкий, Сталин, Хрущев и др.).
Изучение упомянутых трудов не оставило сомнений в несостоятельности замысла идеологов.

Начались мои споры с отцом (убеждённым коммунистом, фронтовиком). Отец был уверен, что каждый человек способен к честному сотрудничеству, если ему правильно объяснить цель и выгоды сотрудничества.
"А работяги, которые делают некачественную продукцию и тырят на своих же заводах, фермах и колхозных полях! А высокопоставленные партийцы, которые никогда не стоят в очередях, а пользуются спецснабжением! Всей этой массе кто и как должен объяснить целесообразность честного сотрудничества?!" – возражал я отцу.

Уже тогда говорил ему: "Стремление к преобладанию (понимаемому каждым по-своему) невозможно полностью заменить стремлением к сотрудничеству.
Люди так устроены. Никакими уговорами и проповедями их не изменишь.
Соперничество по установленным правилам – это осуществимо. А борьба за коммунизм – это обман честных, но несамостоятельно оценивающих реальность людей, и кормушка для мошенников." Слыша это от меня, отец не мог сдерживаться. Он верил в коммунизм, как моя бабушка – в Бога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий